С. А. Воробьёв «Ижевские мотоциклы»
thumb image

 

«В большом количестве мотоциклетных фирм, существовавших за всю историю, марка “Иж” занимает почетное место. На протяжении 80 лет двухколесные машины производились в Ижевске и были популярны как в нашей стране, так и за рубежом. И не зря до сих пор при упоминании столицы Удмуртии у многих людей возникают ассоциации с автоматом Калашникова, охотничьими ружьями, автомобилями и, конечно же, с мотоциклами» (с. 9).

Книга «Ижевские мотоциклы» создавалась в течение восьми лет, но история ее началась намного раньше. Вот как об этом пишет в предисловии ее автор Сергей Александрович Воробьев: «...меня, родившегося в Ижевске, где в каждой второй семье был мотоцикл, не обошло увлечение “живой” техникой. Первые поездки по проселочным дорогам, запах 76‑го бензина, восторг от первого опыта езды без коляски. Наш “Иж‑Юпитер‑5” казался мне тогда, в 14 лет, очень тяжелым и солидным, вызывая уважение. Невероятное ощущение, когда куча железок под тобой оживают и превращаются в нечто со своей душой, охотно откликающееся на поворот ручки газа, подарило счастье, пронесенное сквозь годы».

Сергей Александрович с детства полюбил и неоднократно перечитывал книгу Г. С. Микрюкова и Б. Ф. Демченко «Спортивные трассы» (Ижевск, 1981), «...в которой впервые сделана попытка показать целостную картину развития мотоциклостроения и мотоспорта в Ижевске...». С годами появилось желание дополнить ее ранее неизвестными материалами, информацией о вновь разработанных моделях мотоциклов. Так появилось новое издание об истории, многообразии и технических особенностях моделей дорожных мотоциклов, созданных в Ижевске в 1927–2008 гг. Это первая книга из запланированной автором серии – вторая будет посвящена спортивным мотоциклам.

Некоторые сведения из книги:

  • Инициатором создания мотоциклетного производства в Ижевске является Петр Владимирович Можаров.
  • «К началу 1960-х гг. ижевские мотоциклы находились на одном уровне с лучшими европейскими моделями как по конструкции экипажной части, так и по совершенству внешних форм. При этом сохранялись простота и неприхотливость в эксплуатации и высокая надежность при езде в тяжелых дорожных условиях, что отмечалось не только отечественными, но и зарубежными владельцами. Да, в это время продукция мотоциклетного отделения Машзавода, как часто называли Ижевский машиностроительный завод местные жители, начинает поставляться в страны Азии и Восточной Европы и тем самым укрепляет статус марки уже на международном уровне» (с. 61).
  • «Для лабораторно-дорожных испытаний <...> использовался специально выбранный участок шоссе под г. Чайковским, а позднее и на 38‑м километре Нылгинского тракта <...> Климат Удмуртии позволяет полноценно эксплуатировать мотоциклы лишь несколько месяцев в году, необходимость же в испытаниях была постоянной. Выход из этой ситуации нашли в 60‑е гг.: с этого времени излюбленным местом для заводских водителей стал Ашхабад, столица Туркменистана. Теплый климат южной республики давал возможность работать с машинами и в зимнее время. Техника доставлялась на территорию самолетами, специально для этого арендованными “Ижмашем”, и уже на месте начиналась интенсивная работа, в которой принимала участие целая группа специалистов: водители и инженеры-испытатели, представители госприемки, конструкторы» (с. 123–124).
  • С конца 1950-х гг. названия мотоциклов носили «космический» характер: «Иж‑Орион», «Иж‑Планета», «Иж‑Сатурн», «Иж‑Сириус», «Иж‑Юпитер» и др. «В это время в СССР шло активное освоение космического пространства: в октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, полетевшим в космос. На фоне огромных успехов страны присвоение имен новым моделям в честь планет и звезд стало удачной и своевременной находкой» (с. 69).

В книге также подняты проблемы совершенствования перспективных разработок и определены причины отставания технического уровня массовой продукции от мировых стандартов. Отражены воспоминания и мнения людей, принимавших непосредственное участие в развитии марки «Иж»: спортсменов, конструкторов, испытателей, дизайнеров.

Издание снабжено большим количеством фотографий из фондов Центрального государственного архива УР, Национального музея УР имени Кузебая Герда, музея завода «Ижмаш», музея Ижевского автомобильного завода и частных коллекций. Кроме того, в книгу включены оригинальные рисунки разных авторов, в том числе автора книги. В конце издания даны таблицы с краткими техническими характеристиками ижевских серийных дорожных моделей, моделей с боковым прицепом, опытных моделей.

Книга будет интересна не только тем, кто интересуется историей мотоциклостроения, но и всем увлекающимся краеведением.

 

Воробьёв С. А. Ижевские мотоциклы : [дорожные модели] / [иллюстрации: Е. Жданова и др.]. – М. ; Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2021. – 230 с. : ил.
 

 

559 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *